Оставить заявку

Эволюция интерьерной лепнины

« Назад

С незапамятных времен человек, по мере своих возможностей, украшает свое жилище. С доисторических времен остались нам, в подтверждение этого, росписи стен в пещерах первобытных людей - сцены охоты, бытовые и культовые сцены из жизни тех времен.

Но это было только начало. Цивилизации древнего мира, явили невиданной красоты храмы и дворцы, которые, будучи украшенными золотом, росписью, резьбой из драгоценных пород дерева и слоновой кости, керамическими барельефами и изразцами, стали шедеврами человеческого мастерства в украшении своего жилья. Хотя гипсовый природный камень уже тогда использовался для облицовки стен, древним мастерам еще не было известно о гипсовой лепнине.

Историческая наука уверенно заявляет, что лепнина из гипса появилась и начала применяться в Древнем Египте более, чем за пять тысяч лет до нашей эры. И с тех пор она, во всех своих проявлениях, является неотъемлемой частью интерьеров храмов, дворцов, театров, музеев и домов. Возникновение искусства лепнины - интересная тема. Листая исторические страницы прошлого, можно проследить, как оно становилось частью не только архитектурного, но и культурного наследия человечества.

Появление лепного декора в Древнем Египте

История считает, что первые образцы лепнины, известные нам, относятся к древним династиям египетских фараонов от Нармера до Каа, так как они появились в дворцовом и храмовом убранстве в виде декоративных лепных элементов именно в то время. А своего расцвета искусство лепнины достигло за 1500 лет до нашей эры, во времена правления фараонов Тутанхамона и Тутмоса III, а также царицы Хатшепсут.Расписанный рельеф стены заупокойного храма в Древнем Египте

Как же появилось искусство лепного декора? Очевидно, строители и архитекторы Древнего Египта обратили внимание на то, что обожженный гипсовый камень измельченный в порошок, разведенный в воде, высыхая, принимал любую форму, в которую раствор был залит. Материал получался твердым и отлично обрабатывался.

Основными мотивами лепного декора в Древнем Египте были растительные и орнаментальные мотивы, характерные для культуры Шумеров. Замечательными образцами древнеегипетской лепнины, многочисленные фрагменты которой выставлены во многих музеях мира, можно любоваться и поныне.

Дальнейшее развитие гипсовой лепнины в Древней Греции и Риме

Несомненно, то, что подлинного расцвета искусство декоративной лепнины достигло в античные времена. В то время были заложены основы эстетического содержания и технологической базы, развития гипсовой лепнины. Именно в Древней Греции появилось традиционное название гипс, что, в переводе с греческого языка означает "кипящий камень".

Древнегреческие зодчие дали миру архитектурный стиль украшения колон, сочетающий в себе декоративные и конструктивные элементы – орнаментальные карнизы, капители колон, модульоны, пилястры. Все стили и формы гипсовой лепнины, появившейся в античные времена, считаются классикой, даже в нынешнем двадцать первом веке.

Акрополь   Развалины Акрополя в Афинах

Древний Рим, взявший у греков все самое лучшее, значительно обогатил и улучшил искусство лепного декора, широко применяя богатые мотивы растительного мира - листья и кисти винограда, розетки в виде цветов, ветви из лавра. Также часто использовались многофигурные сюжеты из жизни богов Олимпа. Сохранившиеся образцы поражают воображение красотой, изощренностью и разнообразием форм, стилей и сюжетных линий.

Библиотека Цельсия  Развалины библиотеки Цельсия в Эфесе (Efes) 135 г.н.э.

В Древнем Риме, так же как и в Греции, обилие позолоченной лепнины на колонах, стенах и потолках, были свидетельством высокого социального и общественного статуса хозяев, украшавших свои дома роскошной лепниной.

Римляне, пошли еще дальше в усовершенствовании лепнины, введя в практику стукко - новый вид лепного декора. Добавляя к гипсу крошку из мрамора, алебастр, клей, добились большой прочности лепнины, которая после полировки не отличалась от лучших сортов мрамора.

Это привело к дальнейшему упрощению и удешевлению технологий производства лепного декора, что заметно в архитектурных композициях Рима позднего периода. Изобилие лепнины характеризовалось сплетением стилизации под морские волны, рыбу и дельфинов, с вычурностью рогов изобилия и гирлянд растительного содержания.

Античная школа лепных украшений чувствуется практически во всех дальнейших архитектурных стилях: и в готике, и в ренессансе, и в барокко с рококо, и в классицизме с модернизмом.

Мрачность средневековья, переходящая в великолепие ренессанса

Эпоха средневековья, не располагала к изящным формам в архитектуре, и только к XII столетию романский стиль, постепенно, принял преобладающее влияние. Кельнский собор, Вестминстерское аббатство, собор Парижской Богоматери - эти великолепные архитектурные образцы готического направления, с их непревзойденной лепниной, всегда радуют глаз.

Интерьер собора Парижской Богоматери  Интерьер собора Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris). Заложен в 1163 г.

Эпоха Возрождения демонстрирует нам как лепной декор торжественно расцветал в интерьерах общественных зданий, дворцов и городских домов. Замечательный образец ренессансной лепнины - собор Святого Петра, находящийся в Риме.

Интерьер собора Святого Петра в Ватикане  Интерьер собора Святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане. Основан в 1506 г.

Ренессансное искусство декора, плавно перешедшее в барокко, поражает воображение богатством барочной лепнины, не только белоснежно белой, но и сияющее золотом и серебром. Пришедшее на смену рококо, оно положило конец строгой симметрии, грациозность и капризная игривость листьев, завитков, щитов, масок, фестонов и гирлянд, повсеместно применялась в оформлении интерьеров.

Классицизм и модернизм - вечная конкуренция

Эклектическое стремление к прошлому, выражающиеся в популярности античных мотивов, властвовало в европейских столицах до семидесятых годов девятнадцатого века и только модерн привнес что то новое в искусство лепного декора – элементы и архитектурные линии стали более естественными и природными, функциональность стала сочетаться с эстетикой.

Ампир и авангардизм современности
Современная лепнина в стиле ампир

Предельный рационализм двадцатого века, холодная, лишенная человечности архитектура ненадолго избавилась от "излишеств" в виде лепного декора. Но, в 1940-50 годах произошло возвращение лепнины – помпезные московские высотки, метрополитен - яркие образцы сталинского ампира, почившего вместе с культом вождя. И только в конце 20 века, когда архитектурные формы вырвались на свободу, лепной декор вновь занял достойное место в оформлении интерьеров, не только общественных, но и личных апартаментов.